| центр межфинансовых отношений | ||||||
| Дата: 31 октября 2025 г. | 
 |  | ||||
| ОпросВакансии | Каждый десятый россиянин сталкивался с продавцами-мошенниками в интернете
					29.03.2021 За последний годкаждый десятый россиянин – 11%– сталкивался с мошенничеством в сфере интернет-покупок. 7% понесли финансовые потери в результате действий злоумышленников, а 4% смогли вернуть свои деньги. Среди представителей старшего поколения доля тех, кто сталкивался с мошенниками, ниже. Таковы результаты исследования Аналитического центра НАФИ. 
 Мошенничество в сфере онлайн-торговли может принимать различные формы: от простого обмана с недоставкой товара или неоплатой покупки до фишинга , скама и других приемов социальной инженерии. Мошенники могут выдавать себя за продавцов или покупателей на известных онлайн-площадках. Также мошенниками создаются сайты-подделки, маскирующиеся под известные веб-ресурсы. 
 
	 С каждым годом мошеннические схемы эволюционируют, появляются новые угрозы.Только 11% россиян отмечают, что покупатель сам должен проявлять внимательность и надеяться в первую очередь на свои силы во взаимодействии с недобросовестными продавцами. Такое мнение более популярно среди женщин (13% против 9% среди мужчин). 
 Возлагают ответственность наторговые площадки и интернет-провайдерынамного реже: 13% и 12% опрошенных соответственносчитают, что провайдерам и маркетплейсам отводится ведущая роль в противостоянии мошенникам, причем среди молодежи доля сторонников этой позиции выше. 
 «Может показаться, что бороться со схемами интернет-мошенничества можно только на уровне правоохранительных органов. Действительно, с системой мошенничества в первую очередь может и должно бороться государство. Однако нельзя следовать логике патернализма и перекладывать ответственность там, где от действий конкретного человека серьезно зависит его собственная безопасность, – отмечает Лейсан Баймуратова, и.о. директора направления исследований в сфере человеческого капитала Аналитического центра НАФИ. – Важно повышать уровень цифровой грамотности людей – в том числе для того, чтобы пользователи могли обезопасить себя от интернет-мошенников». 
 По данным НАФИ за второе полугодие 2020 года в полтора раза (с 31% до 45%) увеличилась доля держателей банковских карт, которые сталкивались с мошенничеством . Этот рост может объясняться тенденцией массового перехода клиентов на дистанционное обслуживание в финансовых учреждениях. 
  | Финансовые консультацииBelfinance.ru рекомендует | ||||